Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа – это система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, испытывающих трудности в обучении и в социальной адаптации, преодолению отклонений в их развитии. Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
Коррекционно-развивающая работа с детьми в детском доме «Солнышко»
Коррекционно-развивающая работа с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей в условиях специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» ведется в системе и планомерно. Система коррекционной работы включает в себя: воспитательные мероприятия, психолого-педагогическое сопровождение и предметно-развивающую среду.
В детском доме реализуется идея комплексного подхода, которая выражается в единстве подходов всех участников коррекционного процесса. С воспитанниками взаимосвязано работают несколько специалистов: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели. Вокруг ребенка, совместными действиями различных специалистов, создается единое коррекционно-образовательное пространство. Деятельность всех педагогов детского дома направлена на развитие когнитивных, познавательных процессов, на развитие коммуникативных возможностей ребенка, на социальную адаптацию и интеграцию ребенка с особенностями в развитии в среду сверстников. Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога детского дома заключается в активном воздействии на процесс формирования личности воспитанника, в коррекции недостатков эмоционально-волевой и познавательной сфер, в сохранении индивидуальности, в развитии творческих способностей. Реализация этой деятельности начинается с психологической диагностики, которая помогает выявить психологические проблемы в развитии ребенка. Коррекционно-развивающая деятельность педагога-психолога реализуется в различных формах: игры, тренинги, индивидуальные и групповые развивающие занятия. В детском доме созданы специальные условия для этой работы: кабинет психолога со всем необходимым оборудованием и сенсорная комната. Основа коррекционно-развивающей деятельности социального педагога в детском доме – это, прежде всего, профилактика проблем взаимоотношений ребенка с социумом. Социальный педагог способствует созданию благоприятного микроклимата в группе, старается скорректировать последствия негативного жизненного опыта детей, ведет работу по социальному воспитанию детей, направленную на их успешную адаптацию, индивидуализацию и интеграцию. Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда в детском доме – это обеспечение условий коррекции речевых нарушений у воспитанников детского дома, и оптимизация их речевого развития. Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его образовательных возможностей. Логопедом используется как индивидуальная форма коррекционно-развивающей работы, так и групповая. Основными задачами коррекционного обучения учителя-логопеда в условиях детского дома являются: устранение дефектов звукопроизношения и развитие фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; уточнение, расширение и обогащение лексического запаса; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие коммуникативности и успешности в общении. Для реализации этих задач в каждой группе создан речевой уголок с зеркалом и множеством разнообразного методического материала для занятий. Коррекционно-развивающая деятельность музыкального руководителя направлена на развитие чувства темпа и ритма, воспитания просодических компонентов речи детей. На музыкальных занятиях ребенок в полной мере может проявить свои художественно-творческие способности. Через восприятие музыкальных образов развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка. Метод логоритмики, который широко используется музыкальным руководителем в работе, организует и регулирует двигательную сферу детей, активизирует их познавательную деятельность и способствует речевому развитию. В детском доме для этого оборудован просторный и современный музыкальный зал. Коррекционно-развивающая деятельность воспитателя детского дома фокусируется на различных моментах: это и создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе, и оснащение коррекционно-развивающего пространства, и воспитание правильного поведения дошкольников, и организация общения детей друг с другом в различных видах деятельности, и расширение кругозора, закрепление полученных знаний и умений детей в режимных моментах. Таким образом, коррекционная система работы в детском доме «Солнышко» направлена на создание оптимальных условий для исправления и компенсации недостатков личности каждого ребенка и ориентирована на его всестороннее развитие. Ее эффективность зависит от четкой организации взаимодействия всех участников коррекционного процесса.Музыкально-ритмические занятия в танцевально-ритмическом кружке «Карусель» как процесс эстетического воспитания и развития детей с нарушением слуха.
Музыкальное и хореографическое искусство являются незаменимыми средствами эстетического воспитания, художественного развития, способного глубоко воздействовать на духовный мир ребенка.
На современном этапе в условиях интенсивного развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха (с применением электроакустической аппаратуры) система образовательно-коррекционной работы с использованием музыки получило свое дальнейшее развитие. Музыку рекомендуют использовать в воспитании детей с нарушениями слуха начиная с младенческого возраста.
В нашем специальном дошкольном учреждении предусмотрены музыкально -ритмические занятия в танцевально-ритмическом кружке «Карусель». Эти занятия направлены на эстетическое воспитание детей средствами музыки, расширения их кругозора, совершенствование движений, развитие слухового восприятия, произносительной стороны устной речи, творческих способностей детей. Музыкально - эстетическая работа открывает новые пути для более полноценного развития слабослышащих и глухих детей, приобщения к духовной культуре, помогает им адаптироваться в современном обществе.
Главной целью своей работы считаю определение условий, при которых музыкально -танцевальные занятия будут способствовать полноценному развитию наших воспитанников.
Эстетическое развитие детей с нарушениями слуха - одна из главных задач музыкально - ритмических занятий, которая предполагает отбор музыкального материала для слушания, танцевальный и песенный репертуар, выбор гимнастических упражнений и т. д. Решение этой задачи возможно при правильной организации коррекционно-ритмических занятий (оборудование музыкального зала, форма одежды, дидактические пособия, манера общения педагога с воспитанниками и детей между собой и т. п.).
Эстетическое воспитание на музыкально - ритмических занятиях способствует нравственному развитию у детей с нарушениями слуха. Все виды деятельности, связанные с музыкой, формируют у детей чувство красоты.
Содержание обучения, методические приемы, используемые на занятиях, предполагают развитие добрых начал в любом ребенке. Коллективная форма работы способствует совершенствованию умений ребят общаться в группе сверстников, соотносить с ними свои интересы.
Для эмоционального развития детей используются дидактические игры, позволяющие интересно и увлекательно формировать у дошкольников достаточно сложные умения и навыки, связанные с развитием нарушенной слуховой функции. Например, при обучении определять начало и окончание музыки применяется модификация известной игры “Третий лишний”: с началом звучания музыки водящий догоняет третьего лишнего, с ее прекращением третий лишний встает впереди пары детей, и игра продолжается.
На музыкально - ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение детей к творчеству, импровизации, и инициативе. Творческое начало у слабослышащих детей может проявляться по-разному: в стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных движений под музыку, составлении композиции из знакомых уже движений и т. п.
Физическое развитие слабослышащих детей – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально – ритмические занятия. У детей формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация.
Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение детей с нарушениями слуха гимнастическим и танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, способствует развитию двигательных способностей детей и является одним из основных направлений моей работы на музыкально-танцевальных занятиях.
На этих занятиях развитие слухового восприятия музыки и произносительных навыков происходит при одновременном выполнении соответствующих движений.
Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и в связи с этим – определение посильных для него заданий.
Доступность означает не отсутствие трудностей, а возможность их успешного преодоления путем физических и психических усилий детей.
Одним из основных условий доступности является преемственность и постепенность усложнения заданий. Практически это достигается правильным распределением материала на занятиях. В связи с этим следует отметить целесообразность исполнения подготовительных, подводящих упражнений для усвоения разнообразных двигательных навыков.
На занятиях мноюучитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. У каждого имеются своеобразные функциональные возможности, поэтому по-разному протекает процесс усвоения движений, организм различно реагирует на физическую нагрузку.
Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
Обязательным условием успешного обучения также является чередование нагрузок с отдыхом. Переход к новым, более сложным упражнениям должен происходить постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков и адаптации организма к нагрузкам.
Принцип систематичности – один из ведущих приёмов работы.
Имеются в виду непрерывность и регулярность занятий. В процессе занятий у него должно выработаться понимание того, что любое движение нужно выполнять добросовестно и доводить до конца.
Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к методичной и регулярной работе.
Принцип сознательности и активности предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для успешного достижения цели ребенку необходимо ясно представлять, что и как нужно выполнить и почему именно так, а не иначе.
Только при многократных повторениях образуется двигательный стереотип. Если повторение вариативно, то есть в упражнения вносятся какие – то изменения и предполагаются разнообразные методы и приемы их выполнения, то эффективность таких занятий выше, так как они вызывают интерес, привлекают внимание детей, создают положительные эмоции.
Принцип наглядности в обучении хореографии понимается как широкое взаимодействие всех внешних и внутренних анализаторов, непосредственно связывающих ребенка с окружающей действительностью.
При разучивании новых движений наглядность – это практический показ движений педагогом.
Но если в начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, то в заключительной части эта роль переходит к двигательному.
Кроме того, большое значение имеет взаимосвязь образного слова и наглядности. При наличии достаточного двигательного опыта образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.
Все вышеизложенные принципы отражают определенные стороны и закономерности одного и того же процесса, являющегося, по существу, единым, и лишь условно рассматриваются в отдельности. Они могут быть удачно реализованы только во взаимосвязи.
Организация занятий основами хореографии и музыкальной ритмики обеспечивается рядом методических приемов, которые вызывают у детей желание творчества.
Для каждого упражнения, игры, танца мною выбирается наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально – двигательного задания.
Метод показа. Разучивание нового движения предваряется точным показом. В начале работы, как правило, выполняю упражнения вместе с детьми, чтобы увлечь их и усилить эмоционально-двигательный ответ на музыку.
Музыкальное сопровождение как методический прием. Педагог своими пояснениями должен помочь детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой.
Правильно выбранная музыка несет в себе все те эмоции, которые затем маленькие исполнители проявляют в танце.
Метод наглядности. Этот метод включает в себя слуховую наглядность (слушание музыки во время исполнения танцев, песен и др.), зрительное и тактильное проявление наглядности, которые сочетаются со слуховыми впечатлениями (показ певческих приемов, движений, картинок, игрушек и др.).
Целесообразно выделить в этом методе несколько важных приемов, которые используются на танцевальных занятиях:
У детей игровой рефлекс доминирует, малыш лучше все воспринимает через игру, поэтому игровой прием в обучении так близок к ведущей деятельности дошкольника.
Суть игрового приема в том, что педагог подбирает для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности занимающихся.
Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. И интерес у них не снижается, даже если по ходу игры преподаватель вносит те или иные изменения, усложняя или облегчая задание. Именно в игре легче всего корректировать поведение воспитанников.
Правильно подобранные методы приводят к тому, что дети с нарушениями слуха занимаются с удовольствием, уходят с занятия счастливыми и с нетерпением ждут новой встречи с музыкой и танцем.
На музыкально-ритмических занятиях в кружке «Карусель» у детей с нарушениями слуха формируются знания, умения и навыки в различных видах деятельности, связанных с музыкой: восприятие музыки, музыкально-ритмические движения (танцевальные и гимнастические движения, несложные их композиции под музыку), инсценирование музыкальных сказок и т. п.
Коррекционная работа базируется на целенаправленном развитии у детей восприятия музыки. Обучение восприятию музыки направлено на развитие у них эмоциональной отзывчивости на музыку и формирование восприятия основных ее элементов.
Дети учатся выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения, например, ходьбу, бег, прыжки, танцевальные и гимнастические упражнения, исполнять несложные композиции народных и современных танцев. Они обучаются движениям, передающим повадки животных, характеры героев музыкальных сказок, а также музыкально – двигательным играм. В процессе работы важное значение придается развитию у дошкольников импровизации движений под музыку.
Широко используется фонетическая ритмика. В упражнениях с использованием приемов фонетической ритмики движения корпуса тела, головы, рук и ног сочетаются с произнесением определенного речевого материала.
Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие.
Музыка способствует приобщению слабослышащих и глухих детей к миру эстетических ценностей.
Вряд ли можно оспаривать тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу и это позволяет смотреть на хореографическое развитие детей в специальных дошкольных учреждениях, как на важный и нужный процесс воспитания детей с нарушениями слуха.
Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. утствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. утствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. утствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. утствуя человеку с первых дней и на протяжении всей его жизни, оказывает огромное влияние на духовное развитие. Музыка и танец, сопутствуя человеку с первых дней и на протяжении в